понедельник, 10 февраля 2020 г.

Стыдно

Шестилетняя внучка делится:
- Сегодня я весь урок первый в туалете была.
- Как это? Что случилось с тобой?

- А вот так! Зашла в туалет и сразу звонок на урок прозвенел! Собралась выйти, слышу в зал тренажерный, в котором туалет, уже вошли старшеклассники с учителем.
- И что?

- Я, знаешь, так испугалась! Очень! Там такой учитель строгий, сразу кричать начнет, - что ты там так долго сидела! - И я не смогу проскочить!

Показывает, как испугалась: голову в плечи вжала, затряслась, глаза большие.
- Да... Ничего себе!
- Ну, ты совсем не представляешь, что бывает, когда ты вылезешь, а они не знали, что ты тут был! 

- Ну и что-потом-то?
- Как что? Ужас! Сразу подумают: О, у неё не все дома! Она больная! Она дура!  Нет, я боюсь... Лучше я посижу, пока все уйдут, а потом выйду.
 
- Бедненькая! Как же ты терпела там! Целый урок?! А учительница не стала искать, тебя же в классе не было?
- Не-а! Она подумала, что меня сегодня, наверное, не будет или ко второму уроку привезут. Ты бы, бабушка, как поступила?

- Наверное, так же, как и ты... Действительно, страшно, когда взрослый так кричит, страшно нарушить представление о себе, страшно зайти за флажки, страшно потревожить и внести свой ритм, нарушить закон большого социума, страшно, если обнаружится не норма...
- Это ты по-взрослому говоришь, я половину поняла только и слово "страшно" поняла. 

- Ты что могла, то и делала... А вот то, что ты рассказываешь об этом и переживаешь, то это значит, хочешь по-другому, чтобы было... Значит, ты не зафиксируешься на проблеме...
- Бабушка, опять непонятно!

- Ну, хорошо, хорошо!  А помнишь, когда тебе было три года, и ты возмущалась, что надоело тебе понимать в себе, что ты хочешь, что ты не хочешь, что ты сейчас чувствуешь и прочее, помнишь?
- Ага… Это нормально. 

- Ну, вот... Тебе, наверное, неприятно стало, что ты в туалете просидела вместо того, чтобы идти в класс.
- Да, не только страшно, а очень противно потом было...

- Ну, да и я об этом! Здорово, во-первых, что ты вот сейчас это говоришь, что противно было, ну, можешь свои чувства... как это лучше сказать...
- Понимать себя, это называется, бабушка! 

- Ага, и ты решила говорить и поняла, что надо говорить... это важно очень, ну, прямо, очень!
- Ага, я не хочу так... отсиживаться и ужасно себя чувствовать. ...Но я все равно не смогу выйти, если в зале урок начнется! Пока точно не буду. Лучше я совсем не пойду, или нет - рассчитаю время... И что же получается, я... ба-буш-ка!!!

- Козлы! Тоже мне, не могли туалет нормальный для детей сделать!
- Как могли, так и сделали! Сама говорила, не мир менять, а самой придумывать, чтобы легче стало! 

- Это точно, хорошо говоришь.
- .... 

- А ты, Аиша, можешь придумать? У тебя самой лучше получается, чем у меня.
- Ты не хитришь, бабушка?

- Нет, тут я ещё вот о чём думаю, что кроме страха, я бы чувствовала еще...
- Стыдно было очень! Как вспомню, жалко себя, просто ужас! 

- !
- Мне тоже не придумывается, пойду, порисую!


Через дней десять внучка мне сказала, что подошла к Елене Викторовне и рассказала ей, что, когда ее не было на первом уроке, она просидела в туалете, потому что ей было стыдно выходить во время начавшегося уже урока.
Учительница ей очень посочувствовала и предложила: в следующий раз, когда Аиша застрянет, пусть наберет ее по мобильному, и она заберет сама ее из туалета.
Удивительная учительница!
Как будто проштудировала книгу Сэнди Хотчкис "Адская паутина", в которой идет речь о важности поддержки ребенка при переживании СТЫДА.
Низкий поклон!

Комментариев нет:

Отправить комментарий